СССР
Народный комиссариат внутренних дел
НКВД-НКГБ-МВД-МГБ
1939-1953

ПЕРЕХОДИМ НА НОВЫЙ ФОРУМ!
To the new forum!
АвторСообщение
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.06 21:11. Заголовок: Бронепоезда НКВД


Летом 1928 года Управление бронетанковых войск РККА по приказу наркома обороны Ворошилова передало чекистам первый бронепоезд, получивший соответствующее новое наименование — «Феликс Дзержинский». Так в НКВД появился свой собственный бронепоезд. За первым составом последовали другие, и к началу Второй Мировой войны на вооружении внутренних войск НКВД состояло более пятидесяти подразделений бронепоездов.
Количество чекистских бронепоездов к началу второй мировой войны даже превысило число армейских. Сформированные в конце тридцатых годов дивизии НКВД по охране железных дорог имели по одному бронепоезду в составе каждого полка. Помимо бронепоездов постройки времен гражданской войны, на их вооружении имелись и новейшие мотоброневагоны, производство которых было срочно развернуто на нескольких заводах. Надо заметить, что армия их не получила.
Специальный дивизион бронепоездов НКВД под командованием И.В. Пылаева дислоцировался вблизи Белорусского вокзала Москвы. На него возлагались особо важные задачи — обеспечить безопасность передвижений по железной дороге высшего советского руководства, и в первую очередь Сталина. Чекистские бронепоезда носили нумерацию полков НКВД, которым они были приданы.
Наряду с охранными функциями, бронепоезда в случае необходимости могли привлекаться для огневой поддержки наступающих войск или отражения контрударов противника, то есть для того, чем они занимались в годы гражданской войны. Согласно Боевому уставу броневых сил на бронепоезда также возлагались задачи борьбы с танками противника, прикрытия флангов наступающих группировок.
В кровопролитных зимних боях на Карельском перешейке в 1940 году участвовало и несколько бронепоездов из состава войск НКВД — три роты мотоброневагонов с командой в 216 человек. Общее руководство их боевой деятельностью осуществлял начальник Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений комбриг Гульев. Его основной задачей было обеспечить надежную охрану баз снабжения Красной Армии, защиту коммуникаций и борьба с диверсионными группами.
Организационно, каждая рота имела в своем составе три мотоброневагона, один бронепаровоз. Всего: шесть орудий, 12 станковых пулеметов, шесть пулеметов ДТ и три спаренных зенитно-пулеметных установки. На станции Раута базировалась рота мотоброневагонов 51-го полка внутренних войск по охране железнодорожных сооружений. В ее состав входили два мотоброневагона, действовавшие в интересах 7-й и 8-й армий.
Защита коммуникаций возлагалась и на мотоброневагоны 4-й бригады войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. Поскольку никаких предприятий, даже не очень важных, в прифронтовой зоне не было, они использовались для патрулирования железных дорог и их защиты от потенциальных финских диверсантов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 [только новые]


постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.06 21:16. Заголовок: Часть 2


Количество чекистских бронепоездов в 1939—1940 годах возросло за счет трофеев. «Освободительный поход» в Польшу привел к появлению в составе войск по охране железных дорог бронепоездов НКВД № 77 (бывший польский «Первый маршал»), № 75 (бывший польский «Смелый»), № 58 («Бартош Гловацкий»).
В предвоенные годы для охраны железнодорожных коммуникаций в приграничных районах были сформированы несколько дивизий НКВД по охране железных дорог. Как правило, в каждую дивизию входили четыре полка, в каждом из которых имелся бронепоезд или рота мотоброневагонов. Номер бронепоезда соответствовал номеру полка. Дислоцировались они в следующих районах:
— 2-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Карелия, Эстония. Командир — генерал-майор Иванов.
— 3-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Белоруссия.
— 4-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Киев — Чернигов — Житомир — Винница — Одесса. Командир — полковник Мажирин.
— 5-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Восточная Украина.
— 9-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Брест — Вильнюс.
— 10-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Западная Украина. Командир — полковник Могилянцев.
— 13-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Бельцы — Бендеры — Умань. Командир — полковник Завьялов.
— 24-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Минск — Смоленск.
— 27-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Дальний Восток.
— 28-я дивизия НКВД по охране железных дорог — Дальний Восток.
— 29-я дивизия НКВД по охране железных дорог Забайкалье.
Помимо этих дивизий, в этих районах имелись и другие соединения НКВД. Именовались они по-разному:
— 12-я дивизия НКВД по охране особо важных предприятий — Москва.
— 20-я стрелковая дивизия НКВД — охраняла печально знаменитый Беломоро-Балтийский канал. Командир — полковник Иванов.
— 42-я отдельная бригада конвойных войск НКВД — Минск.
— 43-я бригада НКВД — Ростов.
— 56-я бригада НКВД — Карелия.
— 57-я бригада НКВД по охране особо важных предприятий — Юго-Восточная Украина.
— 71-я бригада НКВД по охране особо важных предприятий — Донбасс.
22 сентября 1939 года команды двух польских бронепоездов — «Бартош Гловацкий» и «Смелый» — сдались советским войскам, вступившим во Львов. После небольшого ремонта «Гловацкий» был включен в состав 58-го полка НКВД и получил наименование бронепоезд № 58 войск НКВД.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.06 21:19. Заголовок: Часть 3


В середине сентября 1939 года польский бронепоезд «Первый маршал» ушел на восток в район украинских городов Сарны и Ковель, где приступил к патрулированию железнодорожных линий. Вскоре он оказался в ловушке: с запада приближались немецкие войска, с востока надвигались части Красной армии. 22 сентября бронепоезду досталось от советской авиации. Самолеты с красными звездами на крыльях атаковали «Первого маршала» на перегоне у Сарн, и нанесли ему серьезные повреждения. Командир приказал команде покинуть поезд. После прекращения боевых действий, советские технические специалисты, осмотрев брошенный бронепоезд, пришли к выводу о возможности его восстановления. Пройдя ремонт, бронепоезд был включен в состав 77-го полка НКВД 10-й дивизии войск НКВД под именем бронепоезд № 77.
До немецкого вторжения он дислоцировался в Станиславе и использовался для охраны железных дорог на Западной Украине. С первых дней войны участвовал в приграничном сражении. Был поврежден немецкими войсками и оставлен командой 7 июля 1941 года. Немцы, захватившие брошенный состав, отправили бронепоезд в ремонт, где он находился до декабря 1941 года. После восстановления материальной части бывший «Первый маршал» был использован при формировании немецкого бронепоезда № 10. Panzer Zug № 10 состоял из двух самостоятельных частей — Kampfzug A — создана на базе трофейного советского бронепоезда НКВД № 75 (в свою очередь был создан на основе трофейного польского бронепоезда № 53 «Смелый») и Kampfzug В — создана на базе трофейного советского бронепоезда НКВД № 77 (ранее — польский бронепоезд № 51 «Первый маршал»).
2-я дивизия НКВД по охране железных дорог генерала Иванова, полки которой дислоцировались в Эстонии и Карелии, использовала бронепоезда из своего состава для прикрытия отхода войск Красной армии от границы.
Уже на второй день войны командир 3-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог, дислоцировавшейся на границе, получил директиву начальника войск НКВД, регламентировавшую порядок использования бронепоездов в новых условиях. Основной задачей для них определялось оказание огневой поддержки оборонявшимся стрелковым частям. Бронепоезд № 53 должен был прикрывать Полоцкий железнодорожный узел, состав № 76 ушел в Молодечно для поддержки 9-й кавалерийской дивизии, № 73 остался на станции Беларусь. Их боевая биография была очень короткой. Уже через несколько дней немецкие пикирующие бомбардировщики и танки уничтожили бронепоезд № 73, а на перегоне Барановичи — Погорельцы немецкими танками был разбит бронепоезд № 58.
Помимо 3-й дивизии, на линии Брест — Вильнюс действовали бронепоезда полков 9-й дивизии НКВД по охране железных дорог. Чуть позже, к ним присоединились мотоброневагоны 24-й дивизии, контролировавшей направление Минск — Смоленск.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.06 21:22. Заголовок: Часть 4


На территорию Белоруссии срочно выдвигались бронепоезда из тыловых районов. 26 июня в Полоцк, для прикрытия железнодорожного узла, прибыла рота мотоброневагонов 53-го железнодорожного полка НКВД, ранее дислоцировавшийся на Калининской железной дороге, в составе двух мотоброневагонов. 10 июля один мотоброневагон был отрезан немецкими войсками на перегоне Полота — Дретунь. Саперам Вермахта удалось заминировать и взорвать железнодорожный путь. После того, как закончился боезапас, команда взорвала мотоброневагон.
В начале июля 1941 года, уже после захвата немцами Минска, в районе Борисова были уничтожены бронепоезда 12-го отдельного дивизиона. Пикирующие бомбардировщики Люфтваффе, действуя как на полигоне, разбомбили бронепоезд № 47, а у разъезда Пригорье немецкими танками был разбит бронепоезд № 48. Слабое зенитное вооружение не позволило им оказать достойное сопротивление воздушному противнику.
6 августа 1941 года немецкая авиация обнаружила на железнодорожном перегоне Орша — Унеча советский бронепоезд № 44. Из-за повреждения полотна состав не смог уйти из-под удара. Около пяти часов пикирующие бомбардировщики Юнкерс-87 бомбили бронепоезд, превратив его в груду металлолома.
Единственный уцелевший из состава 12-го дивизиона бронепоезд № 49, сумел вырваться из окружения и с большим трудом прорвался в район Гомеля. Но в ходе отступления советских войск и он был разбит в районе Унечи 14 августа 1941 года.
Под немецкую танковую кувалду попали бронепоезда НКВД, дислоцировавшиеся вдоль государственной границы. На юго-западе Украины дислоцировались мотоброневагоны и бронепоезда полков 4-й дивизии НКВД по охране железных дорог, командовал которой полковник Мажирин. В приграничной полосе, в окрестностях Львова патрулировали железные дороги бронепоезда 10-й дивизии полковника Могилянцева.
На востоке Украины, на железнодорожных линиях Донбасса, действовали роты мотоброневагонов 5-й дивизии НКВД. В первых же боях под Перемышлем участвовал бронепоезд № 66 майора Н. Панькова из 10-й дивизии НКВД. Здесь частям Красной Армии удалось добиться небольшого успеха и даже продвинуться на запад. Но вскоре, возникшая угроза окружения, заставила уходить к Киеву.
При приближении частей Вермахта к Коломые, командир бронепоезда № 77 войск НКВД старший лейтенант И. Турганов получил приказ взорвать мост через реку Быстрицу. Выкатив на мост вагон с авиабомбами, команда бронепоезда открыла по нему артиллерийский огонь. В результате взрыва мост был уничтожен. Успешные действия бронепоезда позволили частям 13-го стрелкового корпуса 12-й армии избежать на этот раз окружения. Но вскоре Фортуна отвернулась от команды бронепоезда № 77. Восточнее Тернополя, уже захваченного немецкими войсками, в начале июля 1941 года шли тяжелые бои. Участвовали в них и два бронепоезда из состава войск НКВД — № 75 и 77.
Немецкая авиация разбомбила железнодорожный мост через реку Збруч, отрезав путь к отступлению многочисленным эшелонам, скопившимся в районе Гусятина, и бронепоездам. Немецкие танки, переправившиеся на левый берег Збруча, вышли к железной дороге. Началась артиллерийская дуэль между ними и командами бронепоездов.
Первым вышел из строя бронепоезд № 75. Изрешеченный танковыми снарядами, он был взорван командой на станции Копычинцы. Второй бронепоезд еще два дня вел бои в окружении. Из-за повреждения железнодорожного полотна, состав мог маневрировать на участке длиной всего 150 метров. Израсходовав весь боезапас, команда бронепоезда взорвала паровоз и бронеплощадки.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 27.02.06 21:25. Заголовок: Часть 5


Последними из Киева уходили подразделения 4-й дивизии НКВД. Бронепоезд под командованием С.П. Голованева своим огнем прикрывал саперов, взрывавших мосты через Днепр. Все три железнодорожных моста, соединявшие берега Днепра, взлетели на воздух. На железнодорожной линии Дарница — Борисполь отход 87-й стрелковой дивизии прикрывали три бронепоезда из состава внутренних войск НКВД — № 31, № 34, № 66. Рядом отходили на восток и два бронепоезда киевской постройки. Ситуация для них ухудшалась с каждым часом. Утром 20 сентября немецкие танки рассекли основные силы 37-й армии и прорвались к Борисполю. Бронепоезда успели вырваться из под удара танков, и отошли к станции Березань. Немецкая авиация ежедневно наносила удары по прячущимся в лесах советским бронепоездам, командам которых приходилось постоянно восстанавливать разрушенный путь. Однако в районе Яготина уничтоженный бомбардировщиками мост через реку Супой преградил путь бронепоезду «Литер А». У станции Переяславская его команда приняла свой последний бой. После того, как закончились боеприпасы, экипаж подорвал бронепоезд, пытаясь налегке вырваться из окружения.
Через неделю тяжелых боев во вражеском кольце, в районе станции Ромодан, командами были взорваны три бронепоезда войск НКВД — № 31, № 34 и № 66 — закончились снаряды и патроны, отступать было некуда, всюду немецкие войска.
Немного ранее, в начале сентября в районе станции Макошино, на берегу реки Десна, немецкими танками были отрезаны от основных сил два бронепоезда 6-го отдельного дивизиона бронепоездов. После этого, за бронепоезда взялись пикирующие бомбардировщики и артиллерия. Маневрировать составы не могли, поэтому время жизни бронепоездов зависело только от точности немецких летчиков и артиллеристов. Через несколько часов, на рельсах догорали развороченные бронепаровозы и бронеплощадки, еще недавно бывшие бронепоездами войск НКВД № 46 и № 50. В живых осталось всего четырнадцать человек из их команд.
Войска группы армий «Север», наступавшие на Ленинград, стремились перерезать железные дороги, связывающие северную столицу с центральными районами. Немногочисленные бронепоезда, действовавшие на них и пытавшиеся остановить противника, попадали под удар немецкого танкового кулака или становились жертвой асов Люфтваффе. У Тихвина, в октябре, «юнкерсы» уничтожили бронепоезд № 51 из состава 2-й дивизии НКВД по охране железных дорог. Еще один чекистский бронепоезд — № 82, поврежденный авиацией и попавший в окружение под Волховом, был взорван своей командой. Финским войскам, наступавшим на территории Карелии, в августе достался бронепоезд № 52 все той же 2-й дивизии НКВД, поврежденный и брошенный командой у станции Новые Пески, недалеко от Петрозаводска.
В окружение под Брянском попали уцелевшие в боях на западной границе бронепоезда НКВД № 30 и № 76. В этот раз им не повезло: отрезанные от своих войск, получившие большие повреждения, они были взорваны своими командами.
Освобожденные районы Советского Союза, территория восточноевропейских государств и поверженной Германии находились под пристальным вниманием НКВД. Срочно формировались новые дивизии войск НКВД, в состав которых включались и бронепоезда для обеспечения безопасности железнодорожных магистралей. К лету 1945 года на территории Германии дислоцировались 57-я, 63-я, 64-я и 65-я стрелковые дивизии НКВД. В Австрии появились солдаты 61-й стрелковой дивизии НКВД, в Румынии — 66-й. Железные дороги Польши, связывавшие СССР и Германию, контролировала 58-я дивизия НКВД. Не обошло своим вниманием НКВД и Дальний Восток. Вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали расположились 27-я, 28-я и 29-я дивизии НКВД по охране железных дорог. Еще одна дивизия, 3-я, вслед за советскими танками появилась на территории Маньчжурии, занявшись отловом бывших соратников атамана Семенова, и взяв под контроль знаменитую КВЖД.
Необходимость установить контроль над довольно значительными территориями, освобожденными от немецких войск, потребовала привлечения дополнительных сил и средств. В 1944 году с дальневосточной станции Биробиджан в западноукраинский город Ровно отправился бронепоезд НКВД № 36.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец
Администратор форума




ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.06 00:48. Заголовок: Re:


Это из Дроговоза И. Г. "Крепости на колесах"?
В номерах дивизий есть путаница, см. в соответствующей теме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.06 15:14. Заголовок: Re:


Александр Шатулин пишет:

 цитата:
В номерах дивизий есть путаница, см. в соответствующей теме.


Если бы только в номерах дивизий....

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.06 22:01. Заголовок: Re:


Источник абсолютно правилен. Если есть корректуры - пишите. Что текст не совсем верен, знаю (по крайней мере, по брянским бронепоездам), но как иначе откорректировать текст, если не посоветуешся с другими?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.06 12:55. Заголовок: Re:


Майор Иваныч пишет:

 цитата:
Если есть корректуры - пишите. Что текст не совсем верен, знаю (по крайней мере, по брянским бронепоездам), но как иначе откорректировать текст, если не посоветуешся с другими?


Просмотрите тему про дивизии НКВД - сразу поменяете многое

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.06 13:00. Заголовок: Re:


Майор Иваныч пишет:

 цитата:
и к началу Второй Мировой войны на вооружении внутренних войск НКВД состояло более пятидесяти подразделений бронепоездов.


Бред.
Майор Иваныч пишет:

 цитата:
Сформированные в конце тридцатых годов дивизии НКВД по охране железных дорог имели по одному бронепоезду в составе каждого полка.


Бред.
Майор Иваныч пишет:

 цитата:
Помимо бронепоездов постройки времен гражданской войны, на их вооружении имелись и новейшие мотоброневагоны, производство которых было срочно развернуто на нескольких заводах.


Бред.
Майор Иваныч пишет:

 цитата:
Надо заметить, что армия их не получила.


Бред. И не должна была получать.
Про сплошную путаницу номеров и соединений в годы ВОВ я вообще молчу.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 11:59. Заголовок: Re:


Прохожий пишет:

 цитата:
цитата:
Надо заметить, что армия их не получила.

Бред. И не должна была получать.



Для армии предполагалось использовать мотоброневагоны МБВ-2 - вместо легких бронеплощадок, соответствующие документы у меня есть.

Что касается бронепоездов НКВД, то краткую информацию, в т.ч. срез на 1.06.41 г. есть у меня на сайте:
http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/bepo.htm
http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/bepo_nkvd.html


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 21:52. Заголовок: Re:


Если можно - подскажите, что собой представлял 21 отдельный дивизион бепо (дата формирования, состав, боевые действия - все, что можно?)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.06 15:54. Заголовок: Re:


Кстати, на рубеже 70-80-х годов была выпущена комедия "Дачная поездка сержанта Цыбули". В конце фильма этот сержант уводит у немцев со станции бронепоезд (реальный, не декорация, кто смотрел - тот поймет) и затем валит его с моста (тоже реально). В титрах шла благодарность за помощь в съемках командованию Киевского ВО. Интересно, что ж за бронепоезд так ворварски долбанули?
И еще: примерно в те же времена в Брянске создали агитпоезд, в составе которого был броневагон (б/у), переоборудованный под музей, посвященный бронепоездам завода "Красный Профинтерн" (ныне БМЗ). Кто-нить располагает инфой, какова его дальнейшая судьба?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.06 10:27. Заголовок: Re:


21-й одн в паре слов:
http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/12_odn_bepo.html

Что касается угробленного бронепоезда, то если память мне не изменяет, на съемках неизвестного мне фильма взорвали по настоящему первый из кировских МБВ (второй сейчас в Кубинке).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец




Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 20:03. Заголовок: Re:


1 отдельный Краснознаменный дивизион бронепоездов
в/ч 1517
Командир - Яков Николаевич Федоренко (на 1924 ?),
Иван Васильевич Гримзин (1.10.30 г.),
майор, подполковник Иван Кузьмич Голенкин (на 1933-40), ...,
майор Г. А. Макаев (на 22.06.41 г.).
Военком - Федор Андреевич Бабаенко (на 1933 г.),
старший политрук Ободынский (на 1940 г.).
Помощник командира - Николай Павлович Сидоркин (на 1933 г.).
Помощник по технической части - капитан Андрей Тихонович Горшунов (на 1938 г.).
Начальник боепитания - капитан Михаил Владимирович Паньков (на 1938 г.).

Состав:
На 1933-39 гг.:

o Учебный БЕПО № 15
Командир - Георгий Тихонович Свердло (на 1933-38 г.),
капитан Зайченко (на 09.39 г.).
o БЕПО № 17 - до 17.11.39 г.
Командир - Андрей Тихонович Горшунов (Врио на 1933 г.),
старший лейтенант Макаровский (на 09.39 г.),
капитан Михаил Владимирович Паньков (на 11.39 г.).
o БЕПО № 31
Командир - Иван Павлович Добрунов (Врио на 1933 г.).

На 22.06.41 г.:

o Легкий БЕПО № 15
Командир - капитан Т. Б. Симберг (на 1941 г.).
o Легкий БЕПО № ...
o Тяжелый БЕПО № 31



Начал формироваться 13.10.24 г. в Киеве в казармах бывшего 9-го бронедивизиона по приказу Командующего войсками Украины и Крыма № 1028/172сс.
На формирование обращены бронепоезда УВО №№ 10, 11, 154, которые вошли в состав дивизиона полностью. Также на укомплектование прибыл личный состав расформированных бронепоездов: 4, 9, 20, 153, 162, 251, 252.
1.11.24 г. дивизион формирование закончил и получил наименование "1 дивизион полевых бронепоездов".
Дивизион имел Орден Красного Знамени, полученное в 1919 г. 61-м бронепоездом (командир - Устинов) за взятие Баку. В 1922 г. 61-й бронепоезд имени III Интернационала влился в состав 4-го бронепоезда, куда и сдал знамя с орденом. В октябре 1924 г. 4-й бронепоезд был расформирован, бронеплощадки сданы на склад в Брянск, а часть личного состава обращена на укомплектование 1-го дивизиона. Командиром дивизиона стал бывший командир 4-го бронепоезда Федоренко, который сдал знамя с орденом в 1-й дивизион бронепоездов.

1.10.26 г. при переходе на новый штат переименован в 1 дивизион бронепоездов.

В сентябре 1939 г. развернут по штатам военного времени. Участвовал в Освободительном походе в Западную Украину, действовал в оперативном подчинении 60-й стрелковой дивизии. Захватил три трофейных польских бронепоезда. 16.10.39 г. убыл в Киев.

На основании распоряжения ГШ № 4/1387 от 17.11.39 г. 17-й легкий бронепоезд капитана Панькова, содержащийся по штатам № 16/601-А, передан в войска НКВД.

В январе 1940 г. отправлен на фронт советско-финляндской войны. В боях не участвовал, находился в Гатчине.

В марте 1940 г. три трофейных бронепоезда переданы в войска НКВД. Один из них - "Первый маршал" (бывший советский, захваченный в 1920 г.), стал бронепоездом 77-го полка 10-й дивизии НКВД.

В июне-июле 1940 г. участвовал в присоединени Бессарабии. 9.07.40 г. со ст.Раздельная убыл в Киев.

ПРИКАЗ ШТАБА ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА КОМАНДИРУ 1-го ЛЕГКОГО ДИВИЗИОНА БРОНЕПОЕЗДОВ
23 июня 1941 г. 11 час. 30 мин.
С утра 22.6.41 немецкие войска перешли в наступление. Немедленно выступить из Киева в полной боевой готовности и выйти не позже исхода 23.6.41: одним легким поездом ст.Киверцы, другим легким поездом ст.Красне и тяжелым поездом Здолбуново.
Задача дивизиона: борьба против мотомехчастей и авиадесантов противника, который может появиться на железнодорожных участках: Киверцы, Браны, Киверцы, Дубно, Броды, Красне.
Вскрыть карты мобкомплекта с прибытием Здолбуново, установить через Ровно (штаб 9 мк) связь со штабом фронта - Тарнополь, штабом 5 А - Луцк.
Начальник штаба Юго-Западного фронта
генерал-лейтенант Пуркаев.
ЦАМО РФ, ф. 131, оп. 178442, д. 1, л. 97.

На 17.07.41 г. в 1-м ОДН БЕПО остался только один БЕПО.
В сентябре 1941 г. противник форсировал р.Десна в районе Свинь. Не встречая сопротивления, так как в районе переправы не было наших войск, противник стремился развить свое продвижение на юг. Командир 15-го бронепоезда, действовавшего на участке Чернигов-Гомель, не имея связи с нашими частями, решил задержать противника, не дать ему возможности продвинуться в южном направлении и перерезать железную дорогу. Выдвинувшись на разъезд Муравейка и организовав разведку, командир бепо установил расположение немцев в районе Вибли и Пески. Рядом последовательных огневых налетов бепо уничтожил более двух рот пехоты, 4 ПТО, до 10 минометов и сдерживал продвижение противника до подхода частей 135-й стрелковой дивизии.
БЕПО № 15 вырвался из Киевского котла и осенью 1941 г. был в Воронеже.
9.11.41 г. переименован в 23-й отдельный дивизион бронепоездов. 12.01.42 г. переименован в 1-й отдельный дивизион дивизион бронепоездов.
Входил в состав 10, 49, 50, 2-й армий.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец




Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 20:06. Заголовок: Re:


Бронепоезд № 30 войск НКВД

Командир -


Сформирован в ходе войны.
Сражался при обороне Брянска и Калуги.
Бронепоезд 73 полка 3 дивизии НКВД по охране железнодорожных
сооружений
Краснознаменный бронепоезд № 73
Командир - старший лейтенант, капитан Федор Дмитриевич Малышев.

БЕПО-МБВ.
К 1.06.41 г. дислоцировался в Гомеле.

Разбит 2.07.41 г. недалеко от Свислочи в районе железнодорожного моста через Березину у ст.Елизово.
Немецкие танки захватили ж.д. мост через Березину еще 1.07.41 г. Бронепоезд пытался прорваться из Минска через Осиповичи и Свислочь на Могилев. За ним следовало еще 3 грузовых поезда с несколькими тысячами человек и военными грузами (немцами захвачено в плен до 3000 человек). В ночь с 1 на 2 июля 1941 г. 73-й бепо был сожжен огнем роты 35-го танкового полка и дивизиона 103-го артиллерийского полка 4-й танковой дивизии вермахта.

Экипаж получил новую матчасть.
омандир - капитан Георгий Федорович Фирсов.
Военный комиссар - политрук Георгий Федорович Поляков.

Сформирован на базе подразделений 76-го полка 3-й дивизии НКВД.
В 1940 г. прибыл в ЗакВО из Рославля. Дислоцировался на ст.Навтлуг.
До 1942 г. находился в Иране. В июле 1942 г. отправлен на фронт.

Из представления к награждению Орденом Красного Знамени 46-го отдельного бронепоезда войск НКВД за боевые действия на Закавказском фронте с 24 августа по 28 ноября 1942 г.:
Бронепоезд 51 полка 2 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений

Командир - капитан Яков Саввич Грушелевский.
Военный комиссар - Н. Д. Неделя.


Бронепоезд 51-го полка участвовал в советско-финляндской войне зимой 1939/40 г. По результатам боев 7.11.40 г. командир бронепоезда капитан Грушелевский награжден Орденом Красного Знамени.

23 июня 1941 года бронепоезд № 51 внутренних войск НКВД прибыл в Псков. 21 июля поддерживал наступление наших частей в районе станции Плюсса, артиллерийским огнем уничтожил три танка и две минометные батареи. Огнем счетверенной зенитно- пулеметной установки сбил самолет Ю-88, который с экипажем сгорел. 22 июля поддерживал действия 177 стрелковой дивизии восточнее станций Плюсса, Серебрянка. Подавил артиллерийскую и минометную батареи. 23 июля поддерживал огнем 3 мотострелковый полк в районе станции Серебрянка, уничтожил 15 автомашин с пехотой и командный пункт противника. 24 июля в том же районе уничтожил почти роту пехоты.

26 июля после шестидневных боев противник прекратил атаки на оборону 3 полка в районе станции Плюсса и приступил к перегруппировке своих сил. Бронепоезд № 51 оставил здесь самоходную бронеплощадку (мотоброневагон) под командованием младшего лейтенанта С. В. Гребенюка, сам ушел на соседнюю станцию за пополнением боеприпасов. В 18 часов 40 минут мотопехота врага неожиданно атаковала мотоброневагон. Но экипаж не растерялся. Артиллерийским огнем он уничтожил четыре танка и десять автомобилей. Атака была отбита, младший лейтенант С.В. Гребенюк награжден орденом Ленина, наводчик Я. П. Володин и корректировщик М.Н. Шистеров - орденами Красного Знамени.

Материальная часть бронепоезда № 51 состояла из небронированного паровоза, двух мотоброневагонов, шести контрольных платформ, одной бронемашины с пушкой и ручным пулеметом. Всего имелось шесть 76-миллиметровых орудий, 12 пулеметов и три зенитки.

Бронепоезд № 51 погиб 24 октября 1941 года при обороне Тихвина.


Экипаж получил новую матчасть.
Бронепоезд переименован в 23-й.
Бронепоезд 52 полка 2 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений

Командир - капитан Вознюк (на 1941 г.).


К 1.06.41 г. дислоцировался в Петрозаводске.

Подорван экипажем 21.08.41 г. на перегоне Сердоболь-Петрозаводск.
Восстановлен и использовался финскими войсками.

Экипаж получил новую матчасть.
Бронепоезд переименован в 24-й в составе 23-й дивизии (бывшая 2-я).

Бронепоезд 57 полка 4 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений

Командир - капитан М. И. Солохин.
К 1.06.41 г. дислоцировался на ст.Знаменка.

Бронепоезд 59 полка 5 дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений

Командир -
К 1.06.41 г. дислоцировался на ст.Тихорецкая.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец




Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 20:12. Заголовок: Re:


Мотоброневагоны Д-2 из состава бронепоезда 76-го полка НКВД, разбитые в бою 27.06.41 г. Западный фронт, район Смолевичи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец




Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 20:13. Заголовок: Re:


Мотоброневагоны Д-2 из состава бронепоезда 76-го полка НКВД, разбитые в бою 27.06.41 г. Западный фронт, район Смолевичи.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец




Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 20:16. Заголовок: Re:


Комиссар Московской зоны обороны К. Телегин ставит боевую задачу экипажу бронепоезда № 73 войск НКВД. Западный фронт, декабрь 1941 г. На заднем плане мотоброневагон Д-2.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
НКВД СССР
Красноармеец




Откуда: Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 20:18. Заголовок: Re:


Батальонный комиссар В. А. Хаскельский, старший лейтенант Н. П. Шевченко и капитан М. Х. Овецкий уточняют план огневого налета бронепоезда 91-го полка НКВД. Юго-Восточный фронт, сентябрь 1942 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия